Цены на путешествия по России в 2023 году выросли на 15% из-за роста стоимости всех составляющих турпакета, в 2024 году рост продолжится и составит не менее 7-10%, заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, – сообщает «Интерфакс».
“Во внутреннем туризме у нас очень неплохо прошел сезон. Динамика по сравнению с 2022 годом впечатляющая – примерно плюс 15% в среднем по рынку. Есть сегменты, где был больше 20% прирост, есть сегменты, где плюс 5-7%, но в среднем по рынку плюс 15%. Лидеры практически не поменялись.
Из тройки лидеров по понятным причинам выпал Крым. Но Краснодарский край по-прежнему занимает первое место по объему продаж у туроператоров, и я предполагаю, что и в зимнем сезоне он также будет его занимать”, — рассказала она на онлайн-заседании отраслевой комиссии по гостиничному бизнесу и туризму Ассоциации менеджеров России.
По словам Майи Ломидзе, помимо Краснодарского края лидерами по спросу стали Санкт-Петербург, Москва, города Золотого кольца, Дагестан, Карелия.
Г-жа Ломидзе добавила, что цены на отдых в России также выросли в среднем на 15%, и это было неизбежно с учетом подорожания всех составляющих туристического продукта.
“Есть эксперты, которые считают, что это вопиющий фактор, и цены внутри страны расти не могут. Но себестоимость продукта растет по всему спектру – и в гостиничном, и в транспортном сегменте. Соответственно, стоимость турпродукта тоже увеличивается. В среднем по рынку на 10-15%, в премиальном сегменте динамика выше – порядка 20%, ввиду его высокой востребованности”, — пояснила она.
По словам эксперта, нельзя ожидать снижения цен на туристические услуги и в 2024 году.
“Цены будут и дальше расти как минимум в пределах инфляции 7-10%, но динамика может быть и выше. Это объективная рыночная картина. Если туристы покупают по этой цене и спрос не снижается, значит цена адекватна.
Курорты загружены, туристы путешествуют – значит, пока цена соответствует платежеспособности наших путешественников”, — сказала г-жа Ломидзе.
До пандемии коронавируса порядка 90% путешествий по России туристы организовывали себе самостоятельно, в этом году доля туроператоров выросла с 10 до 20%, а на некоторых направлениях – до 30%, сообщила также Майя Ломидзе.
Она напомнила, что основная доля путешествующих внутри страны – это не организованные, а самостоятельные туристы – их доля традиционно составляла порядка 90%, а организованных – не более 10%.
“Большая часть из этих 10% приходилась на массовый продукт – Черноморское побережье, горнолыжный кластер Сочи после Олимпиады. При этом городские хиты продаж – Санкт-Петербург, Москва, там доля туроператоров традиционно была не больше 5%.
Тенденция последних нескольких лет, которая укрепилась в 2023 году, — это увеличение доли туроператоров в сегменте внутреннего туризма. Мы перешли к пропорции 80 на 20, на некоторых рынках даже 70 на 30. То есть мы можем утверждать, что после пандемии доля туроператоров существенно увеличилась – в 1,5-2 раза”, — рассказала она.
По словам эксперта, рост доли организованного туризма объясняется целым рядом факторов.
“Основной из них, как это ни парадоксально, не ценовой, хотя он крайне важен для наших туристов, а уверенность в получении услуги. После пандемии, когда стало понятно, что самостоятельные туристы сами решают все проблемы, связанные с ковидными ограничениями – возвратом из места отдыха и т.д., туристы стали умными и подумали, что лучше мы доверимся туркомпаниям, и если что, то они наши проблемы решат.
На внутреннем рынке после окончания пандемии таких проблем нет, но, тем не менее, тенденция сохранилась”, — пояснила она.